Советы учителя — логопеда

«Родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний.»

К.Д. Ушинский

         

          Вы хотите видеть своих детей успешными и благополучными, хорошо образованными, состоявшимися личностями, чтобы они чувствовали себя свободными и уверенными всегда и во всём?

                     Тогда учите их правильно говорить!

Чёткая, логичная, грамотная речь – это половина успеха в жизни.

          Не важно, кем станет ваш малыш, учителем или дизайнером, математиком или журналистом, правильная речь пригодится ему в любой профессии. Не жалейте времени, помогите своим детям быть счастливыми. Конечно, есть профессии, для которых хорошая правильная речь не так важна. А если при достижении совершеннолетия ваши сын или дочь решат стать актёрами, дикторами или репортёрами? Вы же не хотите услышать от них горькое: «Ну, что же ты, мама…»

Удачи вам и уверенности в будущем!         

Развитие речи ребенка

           Речь является врожденной способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребенка.

          Для нормального становления речи необходимо, чтобы кора головного мозга достигла определенной зрелости и органы чувств ребенка – слух, зрение, обоняние, осязание – были также достаточно развиты. Особенно важно для формирования речи развитие речедвигательного и речеслухового анализаторов (анализаторы – сложные нервные механизмы, производящие тончайший анализ всех раздражений, воспринимаемых организмом высших животных и человека из внешней и внутренней среды. К анализаторам относятся все органы чувств (зрения, слуха, вкуса, обоняния, осязания), а так же специальные рецепторные аппараты, заложенные во внутренних органах и мышцах). Все это в значительной степени зависит от окружающей среды. Если ребенок не получает новых ярких впечатлений, не создана обстановка, способствующая развитию движений и речи, задерживается и его физическое и психическое развитие.

          Речь ребенка формируется в общении с окружающими его взрослыми. В процессе общения проявляется его познавательная и предметная деятельность. Овладение речью перестраивает всю психику ребенка, позволяет ему воспринимать явления более осознано и произвольно. Поэтому так важно заботится о своевременном развитии речи детей, уделять внимание ее чистоте и правильности.

          Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании действительности, содержательнее и полноценное взаимоотношения с детьми и взрослыми, тем активнее происходит его психическое развитие. Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведения ребенка.

  Развитие речи ребенка происходит в такой последовательности:

  • крики
  • гуление
  • лепет
  • слова
  • словосочетания
  • предложения
  • рассказ.

В возрасте одного года ребенок:

  • Знает, как его зовут.
  • Понимает слово «нет».
  • Понимает и выполняет несложные просьбы.
  • Повторяет простые одно- и двухсложные слова.
  • Играет в «Сороку-белобоку», желает «спокойной ночи».
  • Говорит «мама», «папа» и ещё около десятка слов, обычно существительных.
  • Любит подражать голосам животных и звукам разных предметов.
  • По вашей просьбе даёт игрушку.
  • С удовольствием смеётся.
  • Хорошо слышит и различает много звуков.
  • Демонстрирует искреннюю любовь к вам.
  • Вкладывает кубик в коробку по вашей просьбе.
  • Активно рисует карандашом или мелком каракули.

В возрасте двух лет ребенок:

  • Обладает запасом в 200-300 слов.
  • Пользуется в речи двух-, трехсловными словосочетаниями и предложениями.
  • Прислушивается к словам и понимает их значение.
  • Любит, когда ему читают и рассматривает иллюстрации.
  • Называет предметы, изображённые на картинках.
  • Хорошо знает своё имя, произносит его.
  • Пользуется словами «да», «нет», «еще».
  • Выражает просьбу словами, а не только жестами.
  • Использует существительные в разных падежах (то есть с разными окончаниями).
  • Согласует предмет и действие («машина едет», «я хочу»).

В возрасте трех лет ребенок:

  • Часто задает вам вопросы.
  • Пользуется двух, трехсловными предложениями.
  • Говоря, высказывает свои впечатления, мысли.
  • Договаривает звуки, слоги, слова при чтении.
  • Имеет словарный запас 1000-1500 слов.
  • Понимает значение простых предлогов и множественного     числа.
  • Знает время суток.
  • Называет два цвета.

В возрасте четырех лет ребенок:

  • Владеет словарем примерно в 1500 -2000 слов.
  • Начинает употреблять сложные предложения.
  • Говорит предложениями из 4-5 слов.
  • Задает много вопросов, использует слова «кто?» и «почему?»
  • Использует выражения типа: «я думаю, что…» и «я надеюсь, что…»
  • Выполняет просьбы и команды, даже если нужный предмет не находится в поле зрения.
  • Правильно употребляет глаголы в прошедшем времени.
  • Правильно произносит звуки «п», «б», «т», «д», «ф», «в», «к», «г», «х», «с», «з», «ц», «м», «н».

В возрасте пяти лет ребенок:

  • Обладает словарным запасом около 3000 слов.
  • Знает свой адрес.
  • Пользуется предложениями из 5-6 слов.
  • Пользуется всеми типами предложений, в том числе и сложными.
  • Умеет пересказывать.
  • Правильно произносит практически все звуки.
  • Определяет право — лево у себя, но не у других.
  • Знает простые антонимы (большой — маленький; твердый — мягкий).
  • Пользуется прошедшим, настоящим и будущим временем.
  • Считает до десяти.
  • Знает назначение предметов и может сказать, из чего они сделаны.

В возрасте шести лет ребенок:

  • Обладает словарем около 4000 слов.
  • Практически все звуки родного языка произносит правильно.
  • Умеет рассказывать и пересказывать, причем пытается выразить свое отношение к рассказываемому.
  • Помнит и может описать прошедшие события.
  • Пользуется сложными предложениями.
  • Употребляет все части речи.
  • Использует абстрактные и отвлеченные понятия.
  • Рисует, заштриховывает, обводит.
  • Хорошо ориентируется в пространстве и на листке бумаги.
  • Различает и дифференцирует звуки речи.